Главная » Статьи » Образование » Аннотации рабочих программ

Инструментальный ансамбль

Программа имеет художественную направленность, позволяет обучающему овладеть техникой игры на нескольких музыкальных инструментах.

 

Актуальность программы обусловлена социальным заказом муниципального образования, запросом со стороны детей и их родителей на программы обучения игре в ансамбле гитар. Учиться исполнять современную музыку, на соответствие потребностям времени.

 

Необходимость программы заключается в духовном и патриотическом воспитании ребёнка, научить его любить музыку своей Родины.

 

Отличительная особенность программы заключается в использовании новых педагогических и информационных технологий при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий: применение на занятии современных ИКТ (мобильный телефон, компьютер, МР3-плеер, фото- и видеосъемка); метода активизации зрительного и слухового восприятия.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в разнообразии видов деятельности учащихся, в дополнительной возможности самореализации, в том числе через их участие в концертной и конкурсной деятельности; немаловажным также является эмоциональное благополучие успешно осваивающих классическую гитару, а так же весь комплекс струнных, щипковых, шумовых инструментов. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики с современными методиками обучения и воспитания является так же педагогически целесообразным.

 

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы - 2 года обучения. Она предполагает обучение детей, занимающихся и закончивших программы «Гитара», «Баян, Аккордеон», «Русский калейдоскоп». Контингент обучающихся, весьма неравноценен по своим музыкальным способностям. Основной трудностью в работе с коллективом ансамбля является разный возраст его участников и разный уровень владения инструментами.

 

Особенности организации образовательного процесса - для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 5-7 человек, состав групп - постоянный.

 

Основополагающие принципы программы:

  • единство образовательного и воспитательного компонентов в процессе обучения;
  • системность, доступность содержания материала;
  • индивидуальный подход;
  • реализация естественной потребности обучающегося в успехе;
  • сотрудничество с семьей обучающегося в процессе обучения;
  • установка на саморазвитие личности.

В программу включены теоретические и практические занятия последующим направлениям:

  • классический репертуар;
  • джазовый и эстрадный репертуар;
  • чтение с листа;
  • подбор по слуху;
  • аккомпанемент;
  • техническое развитие;
  • самостоятельная работа над произведениями.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

общее музыкальное развитие обучающихся посредством музицирования в творческом коллективе.

 

Задачи:

Формировать первоначальные умения и навыки ансамблевой игры в коллективе»:

  • синхронность в ансамблевой игре;
  • равновесие звучания ансамблевых партий;
  • общность метро-ритмического пульса.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Знания, умения, навыки. Первый год обучения.

 

Знания:

  • что такое «ансамблевый коллектив», «ансамблевая группа»;
  • устройство основных музыкальных инструментов ансамбля;
  • правила посадки исполнителя и постановки рук;
  • о понятии «исполнительский аппарат», строение, гигиена, профилактика переигрывания рук;
  • о способах настройки инструментов;
  • о понятии «лад» в музыке и «звук» с определенной высотой (музыкальные) и без определенной высоты (шумовые);
  • основные звукоряды  инструментов ансамбля;
  • техника извлечения звука в ансамблевых группах;
  • основные приемы звукоизвлечения группы ударных инструментов;
  • техника извлечения звука в ансамблевых группах;
  • основные приемы звукоизвлечения струнной группы ансамбля (щипок, удар медиатора);
  • основные приемы звукоизвлечения баянов, аккордеонов (легато, стаккато, нон легато);
  • основные приемы звукоизвлечения группы ударных инструментов (шумовые и звуковысотные);
  • понятие аппликатура;
  • понятие «позиция»;
  • условные обозначения в ансамблевых партиях (динамика, темп и характер исполнения, сокращение нотного письма);
  • значение дирижерского жеста. 

Умения, навыки:

  • пользоваться правильной посадкой и постановкой рук исполнителя при игре;
  • свободно читать нотную запись в пределах нотной октавы скрипичного ключа;
  • владеть основными приемами звукоизвлечения на ансамблевом инструменте;
  • различать шумовые и звуковысотные звуки;
  • определять основные лады музыки (мажор, минор);
  • ориентироваться в первой позиции;
  • свободно петь и тактировать свою партию;
  • ориентироваться и понимать условные обозначения в оркестровых партиях;
  • дирижерский жест;
  • вместе вступать по дирижерскому жесту;
  • исполнять основные динамические оттенки;
  • исполнять тождественно и синхронно основные штрихи, фразировать.

Знания, умения, навыки. Второй год обучения.

 

Знания:

  • о понятии «тембр звука»;
  • о понятии «атака звука»;
  • о понятии «штрихи» в музыке;
  • понятие «интонация звука»;
  • понятие «фразировка» в музыке;
  • как найти и сыграть нужный звук на инструменте;
  • тональности до трех ключевых знаков;
  • понятие «простые размеры 2/4, ¾ и способы их тактирования;
  • о значении дирижерского жеста;
  • простые музыкальные формы;
  • понятия об основных «динамических оттенках» (pp, p, mf, f, ff, sp, sf, cresc, dim);
  • основные темпы (медленные, средние, быстрые)

Умения, навыки:

  • играть, балансируя звук;
  • пользоваться мягкой и твердой атакой звука;
  • чисто интонировать музыкальные звуки;
  • свободно найти и сыграть нужный звук в пределах 1 и 2 позиций;
  • свободно читать нотную запись в пределах первой и второй октавы;
  • уверенно ориентироваться в тональностях  до трех ключевых знаков;
  • понимать основные жесты дирижера;
  • определить форму разучиваемого музыкального произведения;
  • свободно тактировать в простых размерах;
  • выразительно, эмоционально и осмысленно  исполнить музыкальные произведения в ансамблевом коллективе;
  • применять ауфтакт;
  • синхронно играть в ансамбле, слышать партию партнера;
  • тождественно артикулировать, использовать штрихи и фразировать;
  • распределять динамику в узловых местах произведения.
Категория: Аннотации рабочих программ | Добавил: dtdim26 (21.07.2023)
Просмотров: 174