Новизна данной программы состоит в том, что:
- История Отечества изучается в сопоставлении с процессами Мировой истории, что дает понимание места нашего государства в мировом историческом процессе;
- в ее основе лежит исследовательский подход, основанный на анализе и сравнении различных исторических документов;
- программа ориентирована на ценностное восприятие общества, уважительное отношение как к отдельной личности, так и к народу, в целом; осознание роли каждой личности, в том числе и себя, в истории семьи, города, страны;
- в методическом плане программа позволяет учащимся проявить свои индивидуальные способности – мыслительные, аналитические, исследовательские, коммуникативные.
Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения, разработкой собственных индивидуальных или групповых проектов по спорным проблемам Отечественной истории. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности моделировать ситуацию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс – XX век.
Раздел 1. Россия на рубеже XIX – XX веков.
Раздел 2. Великая Российская революция.
Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества.
Раздел 4. Великая Отечественная война.
Раздел 5. СССР в 1945-1953 годы.
Раздел 6. СССР в 1953 году – середине 60-х годов XX века.
Раздел 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х годов XX века.
Раздел 8. Перестройка в СССР (1985-1991).
Раздел 9. Россия в конце XX – начале XXI века.
10 класс – VI – XVIII века.
Раздел 1. Историческое развитие древней Руси в VI- XII веках.
Раздел 2. Феодальная раздробленность Руси и выбор путей развития в XIII веке.
Раздел 3. Образование и укрепление централизованного государства в 14-15 веках.
Раздел 4. От Московского княжества к царской деспотии.
Раздел 5. Смута – социальная катастрофа и время альтернатив 1584-1613 годов.
Раздел 6. Россия в 17 веке – необходимость перемен.
11 класс – XIX – XX века.
Раздел 1. 18 век. Попытка приобрести единство на Европейской основе.
Раздел 2. Эпоха дворцовых переворотов.
Раздел 3. Политика Екатерины II. От Петра к «просвещенному абсолютизму».
Раздел 4. Мир и Россия в 19 веке.
Раздел 5. XX век – век крахов и свершений.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель: способствовать развитию исторической культуры старшеклассников через осознание и понимание противоречивости и закономерности исторического развития страны, исследование причинно-следственных связей социально – политических явлений прошлого и настоящего, а также обоснование собственной позиции в устной или письменной форме на развитие исторического процесса и общественно-политической жизни страны;умение выделять и понимать роль каждого периода нашей истории и его место в историческом процессе в соотнесении с Всеобщей историей.
Задачи:
- Углубленное изучение истории Отечества.
- Соотнесение истории Отечества с мировыми процессами Всеобщей истории.
- Расширение интеллектуального кругозора учащихся, овладение основными способами работы с историческими источниками и дополнительной литературой по истории.
- Применение активных форм и методов проведения занятий, использование групповых технологий обучения, совершенствования учебно-исследовательских способов деятельности, умений и навыков учащихся.
- Формирование мировоззренческого подхода учащихся к пониманию Отечественной истории, основанного на знании общих тенденций развития исторического процесса, осознании взаимосвязи России с другими государствами, логическом построении основных этапов развития страны.
- Выявление и развитие способностей учащихся к анализу исторических явлений, обобщению материала, выявлению исторических параллелей, стремление к самообразованию.
- Формирование гражданской позиции, поддержка патриотического настроения и подходов при изучении истории, развитие позитивно эмоционального восприятия материала.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
По итогам освоения образовательной программы учащиеся должны:
Знать:
- основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира;
- основных деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры, созданные в ходе исторического развития.
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
- определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- аргументировать свою позицию опираясь на данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении исторических заданий;
- анализировать и сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
- использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений);
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
|