Программа способствует развитию у детей интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».
Специфика программы в том, что она дает возможность учащимся заниматься разными техниками – аппликацией, шитьем, оригами, папье-маше и другими. Это обеспечивает активное «общение» с самыми разными видами материала, приучая многообразно использовать их художественные и конструктивные свойства. При работе с природным материалом учащиеся учатся внимательно всматриваться в особенности формы предметов, видеть «прекрасное» в обыденном, во всем угадывать живую душу. Детей привлекает красочность, праздничность, жизнерадостность декоративного искусства.
В возрасте 6-7 лет дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учащихся в мир разумного, интересного, творческого труда.
Параллельно с логическими задачами программа предусматривает и задания, связанные с обогащением чувственного опыта ребенка. Успешность творчества прямо пропорциональна этому опыту, запасу впечатлений, их обогащению через целенаправленное визуальное восприятие. На этом этапе закладывается фундамент понимания выразительности природы, формируются способы ее восприятия и посильного отражения. Дети постигают основное правило дизайна: «красота + польза».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение. Техника безопасности. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Правила поведения во время занятий. Организация рабочего места.
2. Любуемся природой – учимся у природы.
2.1. Работа с природным материалом:
- «Формы и краски осени» – экскурсия, заготовка природного материала. Сортировка и закладка на хранение природного материала.
- «Волшебные тайны природы» -объемные поделки из природного материала (шишки, камешки, сучки). «Лесные друзья», «Семейка филинов».
- Композиции из засушенных листьев «Осенний букет», «Осенний лес». «Превращение засушенных листьев» – «Бабочка», «Петушок».
2.2. «Воспоминание о лете»:
- «Мои любимые цветы» – лепка из пластилина.
- Декоративная ваза для цветов. Объемная лепка способом выемки и жгутиками.
- Икебана – искусство составления букета. Букет из пластилиновых цветов и природного материала.
- «Цветочный вернисаж», итоговое занятие, защита проектов.
3. «Я учусь, я расту, я умею».
3.1. Работа с бумагой:
- Бумага и приспособления для ее обработки. Разметка по шаблону линейкой. Правила наклеивания бумаги.
- Аппликация из геометрических фигур – «Машинка, паровозик, птичка».
- Симметричное вырезание: листья, цветы, грибы, овощи, насекомые.
- Симметрия и асимметрия в композиции.
- Аппликация из бумаги из симметрично вырезанных фигур «Лесная полянка».
- Проектное занятие (зачетное): Аппликация из бумаги – «Листопад», «Наш фруктовый сад», «Урожайные грядки».
3.2. Техника-оригами:
- История техники, основные приемы.
- «Собачка, кот, бабочка» – поделки.
- «Рыбка». Простая аппликация «Аквариум».
- «Рыбки, лягушки» из квадрата. Аппликация к стихотворению К.И. Чуковского «Путаница».
- Оригами на праздничный стол – «Водяная лилия».
- Композиция из «игрушек-оригамушек». Складывание гармошкой «Бабочки и цветы».
- Зачетное занятие, композиция «Летняя лужайка».
4. Работа с пластилином:
- Из истории лепки. Способы объемной лепки (ленточный, жгутиковый). «Кувшин».
- Лепка конструктивным способом из различных частей. «Обрубовка». «Парусник», «Тропический цветок».
- Налепные украшения – шарики, конусы, лепестки. «Кошечка», «Ежик», «Барашек».
- Объемная лепка различными способами: «Принцесса и придворные дамы».
- Лепка из целого куска, приемы – «вытягивание и печатание» по сказке Р. Киплинга «Слоненок».
- Зачетная работа: «Фантастические существа».
5. «Мастерская Деда Мороза»:
- «Образы зимы» – аппликация «Зимний лес». Способ обрывной аппликации.
- Поделки для новогоднего интерьера (цепочки, гирлянды, подвески, снежинки).
- Новогодние поздравительные открытки – «Елочка», «Свечи», «Снеговик», «Снегурочка».
6. Зимнее рукоделие.
6.1. «Наша посудная лавка»:
- Посуда наших предков, история возникновения, ее виды и характерное украшение.
- Украинская крынка. Особенности росписи. Лепка, пластилин.
- Гжельская посуда, особенности росписи. Чайный сервиз для кукольного домика (яичная скорлупа).
6.2. «Наши украшения»:
- Виды украшений, их характер, старинные украшения – обереги. Современные, молодежные. Браслет из пуговиц для куклы.
6.3. «Что расскажет дом о хозяине»:
- Жилища разных народов – русская изба, хижина, яранга, юрта, иглу.
- Аппликация из ниток.
6.4. «Волшебная иголочка»:
- Из истории шитья и вышивания. Изготовление коллекции из различных видов ткани.
- Вышивание по криволинейному контуру. Шов «Вперед иголку».
- Чайная салфетка «Корзина с ягодами».
6.5. «Учимся у народных мастеров»:
- Обычаи встречи весны. Древние символы Солнца. День весеннего равноденствия. Печенье «Тетерки», соленое тесто.
- Атрибуты «Масленицы». Куклы «стригушки» из соломы.
- История возникновения глиняной игрушки. Каргопольская игрушка «Полкан».
- Дымковская игрушка: «Петушок», «Олень».
7. Творческое экспериментирование с различными материалами.
7.1. Мозаика:
- История мозаики. Ваза для сменного букета в технике обрывных бумажных кусочков.
- Объемная мозаика из гофрированной бумаги «Филин на ветке».
7.2. Объемные поделки:
- Объемные поделки из меха, нитяных помпонов, вязаных косичек, шпагата, пуговиц и другого материала. «Страусенок», «Ежик», «Гномик».
7.3. Объемная аппликация из различных материалов:
- Поздравительная открытка к 9 Мая.
- Аппликация из «игрушек-оригамушек» – «Герберы», «Подснежники».
7.4. Зачетное занятие: Коллаж из различных материалов «Родные просторы...».
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Познакомить учащихся с основами народной культуры и декоративно-прикладного искусства через создание творческих работ.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Учащиеся:
1. Умеют самостоятельно выполнять поделку по плану, образцу, схеме.
2. Владеют навыками по вышивке, работе с тканью и ниткам, а также умеют применять их в быту.
3. Видят природу – как источник вдохновения, кладезь материалов для изготовления неповторимых поделок.
4. Имеют представления о некоторых народных и календарных праздниках.
5. Содержат в порядке рабочее место, доводят начатого дела до конца.
6. Владеют и проявляют знания основного принципа декоративно-прикладного искусства – единство практического назначения и художественного оформления вещи.
7. Принимают активное участие в выставках, фестивалях. |