Дополнительная общеразвивающая программа "Говорите и пишите по-русски правильно" предназначена для учащихся 9 и 11 классов.
Программа по русскому языку построена с учётом принципов системности, научности и доступности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.
В основу содержания программы заложены различные аспекты русского языка как лингвистической дисциплины, рассматриваемые с точки зрения нормативности и помогающие сформировать умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее выразительное, стилистически оправданное.
Содержание программы напрямую связано с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях и выстраивается от частных вопросов (особенности образования и употребления определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Фонетика и орфография. Написания, подчиняющиеся фонетическому принципу. Правописание приставок. Морфемика и словообразование. Безударная гласная в корне слова. О-Е-Ё после шипящих и Ц в различных частях речи. Правописание Н-НН в различных частях речи. НЕ с различными частями речи. Частицы НЕ-НИ. Дефисное написание существительных, прилагательных, наречий.
2. Морфология. Имя существительное. Множественное число существительных. Имя прилагательное как часть речи. Нормы употребления прилагательных. Числительное как часть речи. Нормы употребления и склонения числительных. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Нормы употребления местоимений. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Орфограммы в суффиксах и окончаниях глаголов. Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов причастий. Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов.
3. Синтаксис. Простое предложение. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
4. Стилистика. Текст. Типология текстов. Средства связи частей текста. Цепные и параллельные связи предложений. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Паронимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Стили речи. Разговорный стиль. Письмо как письменный жанр разговорного стиля. Научный стиль и его подстили. Языковые особенности стиля. Научно-популярный текст. Анализ научно-популярного текста. Публицистический стиль. Языковые особенности стиля. Позиция автора в публицистическом тексте. Способы её выражения. Способы аргументации собственной позиции. Вступление и заключение в сочинении-рассуждении. Художественный стиль. Сфера употребления, назначение, языковые особенности. Изобразительно-выразительные средства языка.
5. Написание творческих работ.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Учащиеся смогут:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка;
- продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
|