Главная » Статьи » Образование » Аннотации рабочих программ

Студия русских народных инструментов

Учащиеся студии русских народных инструментов знакомятся с содержанием народных произведений, изучением и практическим освоением русских народных инструментов. Приобщаются к истокам отечественной культуры. Отличительной особенностью общеобразовательной программы является то, что она основана на дифференцированном подходе к каждому учащемуся с учётом его музыкальных способностей, индивидуальных особенностей возраста.

 

В рамках первого года обучения – ориентир на общее музыкальное развитие. С третьего года обучения программа предусматривает коллективное ансамблевое музицирование, знакомство с выдающимися образцами музыкальной литературы, участие в концертной деятельности в составе ансамбля русских народных инструментов.

 

В основу образовательного процесса программы положены следующие принципы:

  • доступность занятий для всех желающих;
  • внимательное отношение к личности учащегося, побуждение его к творчеству;
  • предоставление учащимся возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Предметы:

  • Специальность: домра, балалайка, баян, аккордеон. Овладение исполнительскими навыками игры на инструменте.
  • Сольфеджио.
  • Ансамбль (с 3-го года обучения).

 

Домра. Балалайка.

1 год обучения:

  • Общие сведения об инструменте.
  • Постановка аппарата. Посадка. Звукоизоляция.
  • Расстановка пальцев. Аппликатура.
  • Метр. Ритм. Нотная запись.
  • Чтение нот с листа.
  • Игра несложных пьес.
  • Простейшие приемы игры.
  • Игра этюдов, пьес с аккомпанементом.
  • Знаки альтерации.
  • Полупозиция, I позиция.
  • Мажорные гаммы до 3-х знаков. Игра упражнений.
  • Простые размеры.
  • Динамика, штрихи.
  • Мотив. Фраза. Предложение.
  • Игра разнохарактерных пьес.
  • Игра в малых ансамблях.

2 год обучения:

  • Минорная гамма разными штрихами. Арпеджио.
  • Упражнения Г.Шрадика.
  • Игра аккордами.
  • Игра в верхнем регистре.
  • Игра этюдов в темпе.
  • Новые приемы игры.
  • Разнохарактерные пьесы.
  • Чтение нот с листа.
  • Самостоятельный разбор пьес.
  • Смена позиций.
  • Характер, образ, динамика произведения.
  • Подбор на слух.
  • Игра в малых ансамблях.

3 год обучения:

  • Игра гамм, арпеджио, аккордов, упражнений.
  • Упражнения Г. Шрадика.
  • Новые приемы игры.
  • Игра этюдов на различные виды техники.
  • Пьесы в подвижном темпе.
  • Чтение нот с листа.
  • Игра разнохарактерных пьес.
  • Работа над динамикой, характером пьес.
  • Произведения крупной формы.
  • Транспонирование.
  • Подбор по слуху.
  • Разучивание ансамблевых партий.

4 год обучения:

  • Игра гамм, арпеджио, аккордов.
  • Упражнения Г.Шрадика и другие ритмические упражнения в темпе.
  • Игра этюдов в темпе на различные виды техники.
  • Новые приемы игры.
  • Игра тетрахордов двойными нотами.
  • Чтение нот с листа.
  • Подбор по слуху (образное мышление).
  • Транспонирование.
  • Игра произведений крупной формы.
  • Игра разнохарактерных пьес.
  • Разучивание ансамблевых партий.

5 год обучения:

  • Игра гамм, упражнений, арпеджио, аккордов, упражнений Г. Шрадика в быстром темпе.
  • Игра этюдов в быстром темпе.
  • Игра произведений крупной формы.
  • Игра разнохарактерных пьес.
  • Подбор по слуху. Дальнейшее развитие музыкального мышления.
  • Чтение нот с листа.
  • Новые приемы игры. Мелизматика.
  • Усвоение более высоких позиций. Двойные ноты в первых трех позициях.
  • Работа над динамикой.
  • Работа над характером, образом произведения.
  • Разучивание ансамблевых партий.

 

Баян. Аккордеон.

1 год обучения:

  • Знакомство с инструментом.
  • Постановка игрового аппарата. Посадка. Звукоизвлечение.
  • Изучение нотной грамоты.
  • Игра несложных пьес.
  • Знакомство с простыми музыкальными формами и жанрами произведений.
  • Чтение с листа.

2 год обучения:

  • Техническое освоение исполнительских навыков.
  • Чтение нот с листа, самостоятельный разбор пьес.
  • Продолжение освоения музыкальной грамоты.
  • Подбор по слуху, опыт транспонирования.

3 год обучения:

  • Чтение нот с листа.
  • Игра произведений.
  • Дальнейшее техническое освоение приобретенных навыков.
  • Участие в ансамблевой игре.
  • Подбор по слуху.

4 год обучения:

  • Разбор произведений.
  • Игра произведений.
  • Подбор по слуху, чтение с листа.
  • Участие в ансамбле.

5 год обучения:

  • Разбор произведений.
  • Игра произведений.
  • Подбор по слуху, чтение с листа.
  • Участие в ансамбле.

 

Ансамбль (с 3-го года обучения)
Игра в составе ансамбля.

1 полугодие:

  • Знакомство с ансамблевыми партиями.
  • Самостоятельный разбор несложных партий ансамбля.
  • Основы группового музицирования.
  • Исполнение партий в однородной по тембру группе.
  • Отработка штрихов и исполнительских приемов (аппликатура, динамика). Сдача партий.
  • Игра партий в смешанном составе.
  • Работа над ансамблевым «соло» (игра соло – наизусть, по нотам).
  • Раздельная работа над ансамблевыми трудностями (подвижные темпы).
  • Работа над нотным текстом партии (цифры, разделы).
  • Игра в ансамбле с участием педагога.
  • Концертные выступления ансамбля.

2 полугодие:

  • Повторение ранее изученного материала.
  • Работа над качеством звучания (отработка технически – сложных тактов) в пьесах.
  • Штрихи, динамика, образ в новых произведениях.
  • Основы группового музицирования.
  • Отработка «синхронности» звучания, ритм, атака.
  • Исполнение партий в однородной группе.
  • Игра партий в смешанном составе.
  • Работа над ансамблевым «соло» (игра соло – наизусть).
  • Раздельная работа над ансамблевыми трудностями.
  • Работа над нотным текстом партии.
  • Игра в ансамбле с участием педагога.
  • Концертные выступления ансамбля (игра разнохарактерных произведений).

 

Сольфеджио
Овладение элементарными сведениями по сольфеджио.

1 год обучения:

  • Нотоносец. Музыкальные ключи. Запись нот на нотоносце.
  • Регистры. Октавы.
  • Звукоряд. Тон, полутон.
  • Знаки повышения и понижения звука (диез, бемоль, бекар).
  • Длительности нот.
  • Такт. Метр. Размер.
  • Конторольные занятия.
  • Затакт.
  • Ритм. Темп. Динамические оттенки.
  • Двухдольный размер. Схема тактирования.
  • Паузы.
  • Устойчивые и неустойчивые звуки, вводный тон.
  • Лад. Мажор. Минор.
  • Мелодия. Виды движения мелодии.
  • Трехдольный размер. Схема тактирования.
  • Тональность. Тоника. Гамма. Ступени гаммы.
  • Контрольные занятия.

2 год обучения:

  • Повторение пройденного.
  • Натуральный мажор. До мажор.
  • Тональность соль мажор.
  • Тональность ре мажор.
  • Размер 4/4. Целая нота. Схема тактирования.
  • Тональность фа мажор.
  • Повторение.
  • Контрольные занятия.
  • Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая.
  • Параллельные тональности. Одноименные тональности.
  • Тональность ля минор. 3 вида минора.
  • Интервалы. Консонансы и диссонансы.
  • Примы и октавы.
  • Секунды.
  • Терции.
  • Кварты и квинты.
  • Сексты.
  • Септимы.
  • Обобщающее занятие по теме интервалы.
  • Повторение.
  • Контрольные занятия.

3 год обучения:

  • Повторение пройденного.
  • Кварто-квинтовый круг.
  • Ритмическая группа: 4 шестнадцатые.
  • Тональности соль мажор – ми минор.
  • Транспозиция.
  • Тональности фа мажор – ре минор.
  • Контрольные занятия.
  • Ритмические группы: 2 шестнадцатых и восьмая, восьмая и 2 шестнадцатых.
  • Тональности ре мажор – си минор.
  • Тональности си бемоль мажор, соль минор 3 вида.
  • Размер 3/8.
  • Главные ступени лада.
  • Метроритмические упражнения.
  • Творческие упражнения.
  • Параллельно-переменный лад.
  • Повторение.
  • Контрольные занятия.

4 год обучения:

  • Повторение пройденного.
  • Обращение интервалов.
  • Пунктирный ритм.
  • Тональности Ля мажор – Фа диез минор 3 вида.
  • Трезвучия главных ступеней.
  • Повторение.
  • Контрольные занятия.
  • Тональности Ми бемоль мажор – до минор.
  • Синкопа.
  • Размер 6/8.
  • Триоль.
  • Тональности Ми мажор – до диез минор.
  • Тональность Ля бемоль мажор – фа минор.
  • Ритмическая группа: четверть с точкой и две шестнадцатые.
  • Повторение.
  • Контрольные занятия.

5 год обучения:

  • Повторение.
  • Обращение трезвучий.
  • Септаккорды.
  • Доминантсептаккорд с обращениями.
  • Тональности с 5 знаками в ключе.
  • Повторение.
  • Контрольные занятия.
  • Буквенная система обозначений музыкальных звуков.
  • Отклонения и модуляции.
  • Период. Предложения. Фразы.
  • Синкопы. Более сложные виды синкоп.
  • Подготовка к экзаменам. Экзамены.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Формирование и развитие художественного вкуса, основанное на изучении произведений русских, зарубежных композиторов, народной музыки. Подготовка юных музыкантов для игры в составе ансамбля через обучение игре на музыкальном инструменте и активное участие в концертной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • владеют исполнительскими навыками игры на инструменте;
  • умеют играть в составе ансамбля;
  • сформированы сценические навыки при публичном выступлении;
  • участвуют в концертной деятельности (выступление соло, игра в ансамбле), конкурсах, фестивалях;
  • владеют элементарными сведениями по сольфеджио;
  • проявляют самостоятельность, трудолюбие, ответственность, соблюдают общественные нормы межличностных отношений;
  • проявляют уважительное отношение к истории музыкальной народной культуры, культурным традициям.
Категория: Аннотации рабочих программ | Добавил: dtdim26 (21.07.2023)
Просмотров: 156