Учащиеся студии русских народных инструментов знакомятся с содержанием народных произведений, изучением и практическим освоением русских народных инструментов. Приобщаются к истокам отечественной культуры. Отличительной особенностью общеобразовательной программы является то, что она основана на дифференцированном подходе к каждому учащемуся с учётом его музыкальных способностей, индивидуальных особенностей возраста.
В рамках первого года обучения – ориентир на общее музыкальное развитие. С третьего года обучения программа предусматривает коллективное ансамблевое музицирование, знакомство с выдающимися образцами музыкальной литературы, участие в концертной деятельности в составе ансамбля русских народных инструментов.
В основу образовательного процесса программы положены следующие принципы:
- доступность занятий для всех желающих;
- внимательное отношение к личности учащегося, побуждение его к творчеству;
- предоставление учащимся возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предметы:
- Специальность: домра, балалайка, баян, аккордеон. Овладение исполнительскими навыками игры на инструменте.
- Сольфеджио.
- Ансамбль (с 3-го года обучения).
Домра. Балалайка.
1 год обучения:
- Общие сведения об инструменте.
- Постановка аппарата. Посадка. Звукоизоляция.
- Расстановка пальцев. Аппликатура.
- Метр. Ритм. Нотная запись.
- Чтение нот с листа.
- Игра несложных пьес.
- Простейшие приемы игры.
- Игра этюдов, пьес с аккомпанементом.
- Знаки альтерации.
- Полупозиция, I позиция.
- Мажорные гаммы до 3-х знаков. Игра упражнений.
- Простые размеры.
- Динамика, штрихи.
- Мотив. Фраза. Предложение.
- Игра разнохарактерных пьес.
- Игра в малых ансамблях.
2 год обучения:
- Минорная гамма разными штрихами. Арпеджио.
- Упражнения Г.Шрадика.
- Игра аккордами.
- Игра в верхнем регистре.
- Игра этюдов в темпе.
- Новые приемы игры.
- Разнохарактерные пьесы.
- Чтение нот с листа.
- Самостоятельный разбор пьес.
- Смена позиций.
- Характер, образ, динамика произведения.
- Подбор на слух.
- Игра в малых ансамблях.
3 год обучения:
- Игра гамм, арпеджио, аккордов, упражнений.
- Упражнения Г. Шрадика.
- Новые приемы игры.
- Игра этюдов на различные виды техники.
- Пьесы в подвижном темпе.
- Чтение нот с листа.
- Игра разнохарактерных пьес.
- Работа над динамикой, характером пьес.
- Произведения крупной формы.
- Транспонирование.
- Подбор по слуху.
- Разучивание ансамблевых партий.
4 год обучения:
- Игра гамм, арпеджио, аккордов.
- Упражнения Г.Шрадика и другие ритмические упражнения в темпе.
- Игра этюдов в темпе на различные виды техники.
- Новые приемы игры.
- Игра тетрахордов двойными нотами.
- Чтение нот с листа.
- Подбор по слуху (образное мышление).
- Транспонирование.
- Игра произведений крупной формы.
- Игра разнохарактерных пьес.
- Разучивание ансамблевых партий.
5 год обучения:
- Игра гамм, упражнений, арпеджио, аккордов, упражнений Г. Шрадика в быстром темпе.
- Игра этюдов в быстром темпе.
- Игра произведений крупной формы.
- Игра разнохарактерных пьес.
- Подбор по слуху. Дальнейшее развитие музыкального мышления.
- Чтение нот с листа.
- Новые приемы игры. Мелизматика.
- Усвоение более высоких позиций. Двойные ноты в первых трех позициях.
- Работа над динамикой.
- Работа над характером, образом произведения.
- Разучивание ансамблевых партий.
Баян. Аккордеон.
1 год обучения:
- Знакомство с инструментом.
- Постановка игрового аппарата. Посадка. Звукоизвлечение.
- Изучение нотной грамоты.
- Игра несложных пьес.
- Знакомство с простыми музыкальными формами и жанрами произведений.
- Чтение с листа.
2 год обучения:
- Техническое освоение исполнительских навыков.
- Чтение нот с листа, самостоятельный разбор пьес.
- Продолжение освоения музыкальной грамоты.
- Подбор по слуху, опыт транспонирования.
3 год обучения:
- Чтение нот с листа.
- Игра произведений.
- Дальнейшее техническое освоение приобретенных навыков.
- Участие в ансамблевой игре.
- Подбор по слуху.
4 год обучения:
- Разбор произведений.
- Игра произведений.
- Подбор по слуху, чтение с листа.
- Участие в ансамбле.
5 год обучения:
- Разбор произведений.
- Игра произведений.
- Подбор по слуху, чтение с листа.
- Участие в ансамбле.
Ансамбль (с 3-го года обучения)
Игра в составе ансамбля.
1 полугодие:
- Знакомство с ансамблевыми партиями.
- Самостоятельный разбор несложных партий ансамбля.
- Основы группового музицирования.
- Исполнение партий в однородной по тембру группе.
- Отработка штрихов и исполнительских приемов (аппликатура, динамика). Сдача партий.
- Игра партий в смешанном составе.
- Работа над ансамблевым «соло» (игра соло – наизусть, по нотам).
- Раздельная работа над ансамблевыми трудностями (подвижные темпы).
- Работа над нотным текстом партии (цифры, разделы).
- Игра в ансамбле с участием педагога.
- Концертные выступления ансамбля.
2 полугодие:
- Повторение ранее изученного материала.
- Работа над качеством звучания (отработка технически – сложных тактов) в пьесах.
- Штрихи, динамика, образ в новых произведениях.
- Основы группового музицирования.
- Отработка «синхронности» звучания, ритм, атака.
- Исполнение партий в однородной группе.
- Игра партий в смешанном составе.
- Работа над ансамблевым «соло» (игра соло – наизусть).
- Раздельная работа над ансамблевыми трудностями.
- Работа над нотным текстом партии.
- Игра в ансамбле с участием педагога.
- Концертные выступления ансамбля (игра разнохарактерных произведений).
Сольфеджио
Овладение элементарными сведениями по сольфеджио.
1 год обучения:
- Нотоносец. Музыкальные ключи. Запись нот на нотоносце.
- Регистры. Октавы.
- Звукоряд. Тон, полутон.
- Знаки повышения и понижения звука (диез, бемоль, бекар).
- Длительности нот.
- Такт. Метр. Размер.
- Конторольные занятия.
- Затакт.
- Ритм. Темп. Динамические оттенки.
- Двухдольный размер. Схема тактирования.
- Паузы.
- Устойчивые и неустойчивые звуки, вводный тон.
- Лад. Мажор. Минор.
- Мелодия. Виды движения мелодии.
- Трехдольный размер. Схема тактирования.
- Тональность. Тоника. Гамма. Ступени гаммы.
- Контрольные занятия.
2 год обучения:
- Повторение пройденного.
- Натуральный мажор. До мажор.
- Тональность соль мажор.
- Тональность ре мажор.
- Размер 4/4. Целая нота. Схема тактирования.
- Тональность фа мажор.
- Повторение.
- Контрольные занятия.
- Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая.
- Параллельные тональности. Одноименные тональности.
- Тональность ля минор. 3 вида минора.
- Интервалы. Консонансы и диссонансы.
- Примы и октавы.
- Секунды.
- Терции.
- Кварты и квинты.
- Сексты.
- Септимы.
- Обобщающее занятие по теме интервалы.
- Повторение.
- Контрольные занятия.
3 год обучения:
- Повторение пройденного.
- Кварто-квинтовый круг.
- Ритмическая группа: 4 шестнадцатые.
- Тональности соль мажор – ми минор.
- Транспозиция.
- Тональности фа мажор – ре минор.
- Контрольные занятия.
- Ритмические группы: 2 шестнадцатых и восьмая, восьмая и 2 шестнадцатых.
- Тональности ре мажор – си минор.
- Тональности си бемоль мажор, соль минор 3 вида.
- Размер 3/8.
- Главные ступени лада.
- Метроритмические упражнения.
- Творческие упражнения.
- Параллельно-переменный лад.
- Повторение.
- Контрольные занятия.
4 год обучения:
- Повторение пройденного.
- Обращение интервалов.
- Пунктирный ритм.
- Тональности Ля мажор – Фа диез минор 3 вида.
- Трезвучия главных ступеней.
- Повторение.
- Контрольные занятия.
- Тональности Ми бемоль мажор – до минор.
- Синкопа.
- Размер 6/8.
- Триоль.
- Тональности Ми мажор – до диез минор.
- Тональность Ля бемоль мажор – фа минор.
- Ритмическая группа: четверть с точкой и две шестнадцатые.
- Повторение.
- Контрольные занятия.
5 год обучения:
- Повторение.
- Обращение трезвучий.
- Септаккорды.
- Доминантсептаккорд с обращениями.
- Тональности с 5 знаками в ключе.
- Повторение.
- Контрольные занятия.
- Буквенная система обозначений музыкальных звуков.
- Отклонения и модуляции.
- Период. Предложения. Фразы.
- Синкопы. Более сложные виды синкоп.
- Подготовка к экзаменам. Экзамены.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Формирование и развитие художественного вкуса, основанное на изучении произведений русских, зарубежных композиторов, народной музыки. Подготовка юных музыкантов для игры в составе ансамбля через обучение игре на музыкальном инструменте и активное участие в концертной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- владеют исполнительскими навыками игры на инструменте;
- умеют играть в составе ансамбля;
- сформированы сценические навыки при публичном выступлении;
- участвуют в концертной деятельности (выступление соло, игра в ансамбле), конкурсах, фестивалях;
- владеют элементарными сведениями по сольфеджио;
- проявляют самостоятельность, трудолюбие, ответственность, соблюдают общественные нормы межличностных отношений;
- проявляют уважительное отношение к истории музыкальной народной культуры, культурным традициям.
|