Обучение по программе "Изобразительное творчество и папье-маше" ведется в клубах по месту жительства "Островок детства" (на базе Гимназии №96) и клубе "Мечта" (п. Додоново)
Программа направлена на изучение некоторых направлений декоративно-прикладного искусства и изобразительного творчества.
В группах первого года обучения основной акцент делается на освоение простейших умений работы с пластическим материалом (бумага, пластилин, фольга, декоративные ткани, папье-маше). В процессе обучения одной из техник декоративно-прикладного искусства – папье-маше, у учащихся формируется и развивается интерес к творческому освоению визуального пространства и воплощению этого опыта в практических проектах.
На втором году обучения рекомендуется выбор простейших сюжетов для лепки рельефов. С первых занятий педагогом даются основы композиции. При работе с бумагой учащимся рекомендуется сделать небольшой тираж со своей «матрицы».
Модуль «Мастерская» рассчитан на учащихся, прошедших 1 и 2 годы обучения, желающих совершенствовать свои навыки и умения в декоративно-прикладном творчестве. Обучение предполагает переход к изготовлению более сложных по композиции и размеру поделок, а также изготовление и декорирование масок по готовым «матрицам».
Для лучшего освоения и владения художественными материалами и приемами работы, практикуется рисование на свободные темы (графические и живописные работы).
Вводится раздел «Архитектурное и техническое моделирование», изготовление макетов техники и архитектуры с использованием папье-маше, бумагопластики.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения:
- Организационное собрание. Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности.
- Беседа-обсуждение о месте и роли изобразительного искусства в современном мире.
- Композиция «Сказка», работа в различных техниках: мелки, акварель, цветные карандаши и другие.
- Работа с пластическим материалом (цветные рельефы из пластилина). Темы: «Лесные и сказочные звери», «Пейзаж».
- «Волшебные превращения» (рисование с использованием метода: основа – простые геометрические фигуры).
- «Ритм, симметрия». Рисование орнаментальных композиций, с использованием перегнутых листов бумаги или в круге.
- Папье-маше. Вводная беседа о технике папье-маше. Изготовление поделок в технике папье-маше, с использованием готовых формочек.
- «Цветоведение». Беседа о «теплохолодности», о различных цветовых гаммах. Темы: «В жаркой, жаркой Африке», «Пылающая планета», «Зима в городе», «Морские обитатели».
- Тематические композиции к различным конкурсам.
- Изготовление небольших сувениров декоративного характера (валентинки, открытки, поздравления).
2 год обучения
- Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. Знакомство с историей «папье-маше». Демонстрация особенностей техники папье-маше на образцах.
- Подбор иллюстративного материала (геральдика: связь цвета и изображения).
- Беседа о предварительном замысле (необходимость продумывать детали и обобщения в наброске). Эскизирование будущей работы.
- Технологическая подготовка к лепке рельефа простой формы.
- Беседа об инструментах и материале (стеки, пластилин). Лепка несложного рельефа растительной или геральдической направленности (например, цветок или солнышко).
- Теоретическая беседа о технологии папье-маше, способы и приёмы работы. Даётся представление о тиражировании.
- Изготовление работ в технике папье-маше. Педагогом индивидуально контролируется степень сложности детских поделок.
- Теоретическая беседа о приёмах работы с красками. Понятие цветовой гармонии. Цветовой контраст. Смешивание цветов (показ образцов).
- Грунтовка поделок из папье-маше. Роспись красками готовых изделий из папье-маше.
- Беседа о декоре, простейших орнаментах (показ образцов). Лепка рельефа с ритмичной основой (повторение одного и того же элемента).
- Рассказ о шрифтах, знакомство с рубленым шрифтом и курсивом. Что такое вензель (демонстрация работ и образцов). Лепка рельефа с ритмичной основой (простейшие шрифтовые композиции). Итоговая выставка работ учащихся.
«Мастерская»
- Вводное занятие (2 часа).
- Работа над творческими проектами Осенняя волна. (4 часа).
- Изготовление поделок из папье-маше с готовых матриц, сложных по форме (6 часов).
- Роспись поделок красками, дополнительное декорирование (6 часов).
- 1 часть «Архитектурный и технический дизайн 2D» (11 часов).
- Экскурсии, посещение выставок, вернисажей (6 часов).
- Конкурсные проекты (14 часов).
- Изготовление масок из папье-маше по готовым формам (11 часов).
- Роспись красками готовых изделий из папье-маше, маски (18 часов).
- 2 часть «Архитектурный и технический дизайн в 2D» (18 часов).
- 1 часть «Принципы, приёмы декорирования в изобразительном искусстве, оптические иллюзии» (1 час).
- 2 часть «Принципы, приёмы декорирования в изобразительном искусстве, оптические иллюзии» (4 часа).
- Новые направления в изобразительном искусстве. Основы «Дудлинга» и «Зенарта» (10 часов).
- Изготовление куба, цилиндра и пирамиды, базовых форм 3D. (10 часов).
- Моделирование декоративных объектов 3D (6 часов).
- Сувенирные поделки (10 часов).
- Обновление «Фонда матриц» (16 часов).
- Изготовление поделок по новым формочкам, роспись красками готовых изделий из «папье-маше», дополнительное декорирование (16 часов).
- Беседа на тему «Камерная пластика в круглой скульптуре» (3 часа).
- Технологические особенности лепки матрицы (круглая скульптура) (6 часов).
- Изготовление круглой камерной скульптуры в технике «папье-маше» (18 часов).
- Роспись красками готовой круглой камерной скульптуры в технике - папье-маше. Итоговая выставка работ учащихся (18 часов).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Создание условий для развития детской фантазии, умения наблюдать и видеть, творчески преобразовывать увиденное, через продуктивную совместную деятельность взрослого и ребенка.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
В конце первого года обучения учащиеся:
- владеют техникой «маширования» (аккуратное наложение слоев бумаги);
- умеют работать с художественными материалами.
В конце второго года обучения учащиеся:
- умеют делать несложный рельеф (расположение на плоскости основных элементов, навыки работы со стеками);
- владеют техникой «маширования» (аккуратное наложение слоёв бумаги);
- владеют основными приёмами работы с гуашевыми красками (смешивать цвета, пользоваться палитрой, стремиться к цветовой гармонии росписи).
По окончании модуля «Мастерская» учащиеся:
- умеют делать несложный рельеф (расположение на плоскости основных элементов, навыки работы со стеками);
- владеют техникой «маширования» (аккуратное наложение слоёв бумаги);
- умеют делать рельеф, состоящий из нескольких планов;
- владеют простой классификацией масок (антропоморфный и зооморфный виды);
- владеют приёмами работы с гуашевыми красками (имитация различных фактур, создание определённой цветовой характеристики образа).
|