На обучение по программе принимаются учащиеся, имеющие чистый интонационный слух и память, обладающие чувством ритма и чистым интонированием мелодии, не имеющие нарушения речи и прошедшие предварительное прослушивание.
Программа реализуется в коллективе детской эстрадной песни «Восьмая нота», рассчитана на детей, имеющих вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству. Программа предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях), так и индивидуальное. Включает в себя оздоровительно-коррекционные упражнения для всех учащихся. Наряду с вокальным обучением проводятся занятия по постановке сценического движения песни.
Содержание занятий каждого года обучения составлено в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей, предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.
Особенность программы заключается в том, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе является необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации их творческих способностей. Новизна программы заключается в том, что она лабильна, так как репертуар ежегодно обновляется. Каждая новая песня, упражнения, сценические движения подбираются индивидуально для каждого ребенка или группы детей с учетом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, двигательных способностей.
На занятиях проводится углубленная работа по обучению музыкальной терминологии, развитию вокальных данных. Дети учатся правильно пользоваться микрофонами, исполнять произведение под фонограмму, овладевают движениями в различных танцевальных ритмах, а также элементами движений современных танцев. Большая работа ведется над поиском сценического образа, тщательным продумыванием костюмов. Огромное значение уделяется выбору репертуара.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «8 нота» состоит из 3 модулей:
1 модуль – стартовый уровень (3 года обучения). Возраст – 6-9 лет
2 модуль – базовый уровень (4 года обучения). Возраст – 9 −12 лет
3 модуль – продвинутый (3 года обучения). Возраст с 13-17 лет
Виды деятельности:
- Постановка голоса, речевая и дыхательная практика.
- Вокальная практика.
- Сценическая практика.
- Работа с репертуаром.
1 модуль – стартовый уровень
1. Постановка голоса, речевая и дыхательная практика:
- Формировать правильную постановку корпуса при пении.
- Обучать правильному ощущению гортани (освобождению нижней челюсти).
- Дать основу грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. активность работы артикуляционного аппарата.
- Дать понятие: "Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса".
- Заложить основы принципов распределение дыхания. Технологию вдоха: вдох не должен нарушать смысл слова, вдох между фразами в быстром произведении.
2. Вокальная практика:
- Дать основу понятия: певческая установка и навыки певческого дыхания, атака звука. Мягкая атака – основа вокала.
- Петь в унисон упражнения и мелодии разучиваемых песен.
- Учить распеванию гласных звуков.
- Дать основу навыка резонирования,
- Исполнять распевки, содержащие дыхательные упражнения, на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей).
- Исполнять упражнения на выработку дикции, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту.
- Развивать способности слушать свои ощущения.
- Слушать песню и её анализировать ее.
- Разучивать текст песни, отрабатывая её интонационные трудности.
- Отрабатывать звучание каждого из куплетов песни.
- Доводить исполнение песни до уровня, пригодного для публичного исполнения.
3. Сценическая практика.
- Учить эмоциональному исполнению песни.
- Уметь двигаться под мелодию исполняемой песни.
- Уметь вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен.
- Отрабатывать выход на сцену и уход после выступления.
- Дать основу правильного пользования микрофоном.
4. Работа с репертуаром.
2 модуль – базовый уровень.
1. Постановка голоса, речевая и дыхательная практика:
- Выполнять упражнения на раскрепощение мышц, освобождение их от зажимов.
- Развивать ощущение правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатывать упражнения на развитие гармонического слуха.
- При длинных фразах делать разумный, экономичный выдох.
- Делать вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.
- Дыхательные упражнения на разные виды техники.
- Познакомить с навыками «цепного дыхания».
- Работать над произнесением одной мысли на одном дыхании.
- Прорабатывать упражнения с усложнением и ускорением.
- Довести до автоматизма мышечный и слуховой «контроль» поющего.
2. Вокальная практика:
- Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевание как эмоциональная настройка вокалиста
- Петь протягивая гласные звуки. Гласные – «носители» вокального звука. Упражнения на подачу звука.
- Ввести упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям.
- Совершенствовать несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип "веера".
- Пропевать упражнения на выявление тембровой окраски голоса.
- Исполнять вокализы на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных.
- Вести беседы, направленные на здоровый образ жизни.
3. Сценическая практика:
- Работа над эстрадным номером: умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера.
- Умение не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене.
- Навык осознанного ощущения пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.
- Пение с микрофоном.
- Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.
- Умение правильно распределять дыхание во время сценического движения.
- Художественный этап в отработке репертуара – пение осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).
4. Работа с репертуаром.
3 Модуль – продвинутый уровень
1. Постановка голоса, речевая и дыхательная практика:
- Продолжать совершенствовать технологию вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.
- Давать упражнения на правильное распределение дыхания.
- Учить и проговаривать сложные скороговорки. Понимать, что дикция – значимая составляющая хорошей песни.
- Легко выполнять распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.
- Увеличивать длину проговариваемой и пропеваемой фразы.
- Отличать певческую артикуляции от обычной речи: сила и тембр.
2. Вокальная практика:
- Закреплять правильные голосовые, речевые певческие навыки.
- Развивать и тренировать голос для вокальной работы с сценическими движениями.
- Иметь навык вокальной кантилены.
- Постепенно увеличить певческий диапазон до 1.5 октав.
- Продолжать мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.
- Дать представление о возрастных особенностях состояния голосового аппарата.
- Развивать вокальный слух: способность слышать и «видеть» работу органов голосообразования. Иметь слуховой «контроль» и критическое восприятие своего голоса.
- Постепенно перейти от упражнения на 3 – 4-голосие от унисона, через квинты к трезвучиям.
- Достигать единого тембра в ансамбле.
3. Сценическая практика:
- Продолжать поиск своей манеры пения и сценического образа.
- Правильно владеть микрофоном учитывая динамику песни.
- Держать ровное дыхание при исполнении песен с движениями.
- Освоить основные принципы поведения на сцене.
- Приобрести навык творческой мобилизованности.
4. Работа с репертуаром.
Индивидуальная работа (для всех уровней обучения)
Индивидуальная работа направлена на решение творческих задач, возникающих в процессе работы над репертуаром: отработка сложных вокальных мест музыкального произведения, устранение певческих неточностей у воспитанника, отработка сольных фрагментов и развитие других навыков. Закрепления сценического движения песни. Работа над сольными произведениями.
Концертная практика (для всех уровней обучения)
Позволяет оценить правильность направления совместных усилий педагога и учащихся, становится своеобразным итогом этих усилий, их индикатором. Гастрольные поездки и участие в фестивалях и конкурсах позволяют педагогу и детям расширить географию своей деятельности, кругозор, пообщаться с подобными коллективами и их руководителями, обменяться опытом, набраться впечатлений и новых идей. Все это способствует приобретению уверенности в себе, в своих силах, укрепляет позитивную мотивацию к вокально-эстрадной деятельности, служит подъемом на новый качественно более высокий уровень развития как коллектива в целом, так и его участников. А просмотр видеозаписей с их выступлением и выступлением других коллективов служит хорошим подспорьем в деле воспитания младших участников коллектива, не имеющих еще собственного концертного и конкурсного опыта.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к занятиям по вокалу, помочь раскрытию творческого потенциала в становлении личности, развитие навыков самореализации и самовыражения в обществе.
Задачи:
- Сформировать исполнительские навыки, путём вокальных упражнений.
- Совершенствовать вокальные музыкальные способности.
- Проводить разъяснительную работу по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни.
- Правильно пользоваться техническими средствами.
- Научить снимать мышечные зажимы.
- Развивать творческие способности эмоционального, выразительного отношения к произведению.
- Совершенствовать и развивать приобретенные навыки правильного пения, дыхания, ритма.
- Пробуждать детей к творческим проявлениям при исполнении песни.
- Добиваться ощущения характера, способности погружаться в содержание исполняемого произведения.
- Развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность, умение держаться на сцене.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Выпускник студии показывает:
- Наличие исполнительского мастерства владение вокальной техникой.
- Умение точно интонировать на всем диапазоне.
- Умение петь естественно, ровным по тембру голосом.
- Умение свободно пользоваться навыками певческого дыхания.
- Умение грамотно пользоваться резонаторными ощущениями.
- Умение исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях.
Владение навыками поведения на сцене:
- Умение взаимодействовать с партнерами по ансамблю.
- Умение красиво двигаться.
- Чувство единства пластики в ансамбле.
- Умение общаться со зрителем.
- Умение ощущать чувства стиля.
- Профессиональное владение микрофоном.
- Обладание индивидуальной манерой пения.
Уровень раскрытия образа:
- Проявление артистизма исполнения.
- Умение свободы исполнения.
- Умение цельности исполнения произведения.
- Раскрытие художественного достоинства произведения.
Результатом выполнения программы наряду с внешними критериями являются и те внутренние изменения личности ребенка, которые происходят в процессе занятий в коллективе, а именно: самореализация, саморазвитие учащихся в коллективной и индивидуальной творческой деятельности. |